• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В ВШЭ создают новые инструменты для развития метапредметных навыков у школьников

В НИУ ВШЭ прошла стратегическая сессия Института образования НИУ ВШЭ «Метапредметные навыки и современные грамотности: важность в цифровом мире и необходимость их оценки и развития у детей». Собравшиеся эксперты оценили актуальность разработки инновационных инструментов по оценке новых грамотностей и метапредметных навыков  и обозначили проблемы их развития у современных школьников.

В ВШЭ создают новые инструменты для развития метапредметных навыков у школьников

© ЦКРТТ

11 сентября 2024 года эксперты Института образования НИУ ВШЭ организовали совместно с ЦКРТТ и партнерскими организациями (ОАНО "ЧШК "СНЕГИРИ", Учи.ру, БФ "Вклад в будущее", школа «Ника», школа «Талантвилль», школа «Феникс») обсуждение проблем, возникающих в процессе подготовки школьников к жизни в современном быстроменяющемся мире. В ходе вводной презентации Светлана Авдеева, заведующая Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ, рассказала об инструментах измерения навыков коммуникации, кооперации, креативного и критического мышления, цифровых компетенций и других инструментов,  разработанных в ВШЭ и предложила обсудить обсудить преимущества и проблемы использования этих инструментов для развития метапредметных навыков и новых грамотностей у школьников начальной и основной школы.

Метапредметные навыки – согласно определению ЮНЕСКО, это "ключевые компетенции", необходимые для успешной жизни в современном мире. К таким компетенциям относятся: умение учиться, решать проблемы, коммуникация, сотрудничество, творчество, критическое мышление

Тарас Пащенко, заведующий Лабораторией проектирования содержания образования НИУ ВШЭ: «Если верить исследованиям, то достаточно высокий уровень развития грамотностей самих учителей является значимым фактором развития этих грамотностей у учеников. Чтобы развивать навык коммуникации - нужно, чтобы учитель сам обладал навыками коммуникации. Но инструментов и надежных исследований, которые оценивали бы развитие этих грамотностей у учителей пока нет».

В выступлениях участников были затронуто множество вопросов, связанных с измерением и формированием метапредметных навыков, в частности,  вопросы эффективности применения для оценивания  аутентичных заданий сценарного типа, моделирующих реальные жизненные или учебные ситуации, особенно для формирующего оценивания

Далее в ходе общей дискуссии участники ответили на вопросы, поставленные в рамках стратегической сессии:

  1. Какова практика оценивания метапредметных навыков и современных грамотностей школьников: как организован процесс, какие виды оценивания и инструменты используются?
  2. Полностью ли используемые методики удовлетворяют требованиям педагогов и психологов? Какие новые инструменты оценки школьников необходимы? Какая обратная связь нужна учащимся и школам?

По мнению Василия Ковалева (Учи.ру), для формирования современных видов грамотностей можно сейчас использовать интерактивные материалы и тестовый формат проверки, однако в ограниченном виде в силу специфики формата закрытых тестов. Платформа Учи.ру в настоящий момент  не позволяет ученику задавать вопросы с открытым ответом  в тесте, но,  существующие механизмы дорабатываются и в ближайшее время это станет возможным. Александра Янченко из БФ "Вклад в будущее", считает, что нужнынесколько параллельных вариантов одного и того же теста: ученики запоминают задания, которые проходили в начале года, и в конце года могут их делать неоправданно лучше (расширение банка заданий с разным уровнем трудности), при этом вопросы об оценке прогресса и критериях эффективности работы педагога остаются открытыми.

Представители школ-партнеров НИУ ВШЭ («Талантвилль», «Феникс», «Ника») отметили, что методики оценивания грамотностей и метапредметных навыков должны быть валидными с учетом конкретного возраста ребенка, контекста и решаемых задач и удобными для использования. Диагностика 4К навыков помогает увидеть точки роста и степень влияния внешних по отношению к школе факторов.

Современные грамотности включают:

  • научную грамотность: умение критически анализировать научную информацию, понимать методы научного исследования;

  • технологическую грамотность: умение работать с современными технологиями, использовать их для решения профессиональных задач.

ЮНЕСКО в документах по образованию выделяет "ключевые компетенции", которые включают:

  • грамотность чтения и письма: овладение навыками чтения, письма и понимания письменного текста.

  • математическая грамотность: способность применять математические знания и навыки для решения проблем в повседневной жизни.

  • цифровая грамотность: способность безопасно для себя и других  пользоваться компьютером и интернетом для решения своих задач, обрабатывать информацию, критически оценивать ее достоверность, управлять ею, создавать новую и т.п.

  • медиаграмотность: умение критически анализировать информацию, полученную из разных источников (телевидение, интернет, социальные сети), и эффективно ее использовать.

  • коммуникативная грамотность: умение общаться эффективно, понимать и строить отношения с разными людьми.

  • гражданская грамотность: понимание прав и обязанностей гражданина, участие в общественной жизни.

  • культурная грамотность: понимание и уважение к различным культурам и традициям.

При подведении итогов первой части сессии организаторы обратили внимание участников, что как раз инструменты, разработанные в Институте Образования ВШЭ, помогают решить ряд проблем, о которых говорилось во время  дискуссии. Задания сценарного типа, на которых основываются разработанные инструменты, позволяют повысить мотивацию учащихся при решении задач и на них очень сложно “натаскать”, кроме того, концептуальные рамки инструментов измерения и тестовые задания разрабатываются таким образом, чтобы можно было аргументированно утверждать, что, если учащийся решил тестовое задание в контексте, предложенном в варианте теста, то, он справится с подобными задачами и в других контекстах.

Вторая часть мероприятия была посвящена групповой работе, на которой более детально рассматривались инструменты, разработанные в Институте образования НИУ ВШЭ. Аудитория разделилась на две группы, решающие задачи согласно предложенным тематическим направлениям:

1 группа: Оценка и развитие навыков 4К: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации

2 группа: Оценка и развитие современных грамотностей: цифровой правовой, финансовой, информационно-коммуникационной и др.

В ходе группового обсуждения участники ответили на следующие вопросы:

  • Насколько презентуемые инструменты отвечают текущим запросам учащихся, родителей, школы?
  • Какая схема работы с такими инструментами видится наиболее удобной для школ: закупка доступа к тестам предоставляется школе или закупка доступа предоставляется родителям?
  • Какова роль родителей в процессе оценки и развитие метапредметных навыков и современных грамотностей достижений?

Общая тональность ответов показала, что подобные запросы релевантны среди педагогических коллективов, которые мотивированы работать с оцениванием и развитием метапредметных навыков школьников

Во второй секции, после представления инструментов измерения цифровых навыков и цифровой грамотности, участники отметили интерактивность и аутентичность  показанных  тестовых заданий. Обратили внимание, что именно решение задач приближенных к учебной или реальной жизни в симуляциях программных сред позволит оценить уровень сформированности цифровых навыков наиболее точно, а также  высказали предложения по формам обратной связи, которые бы позволила учащимся, педагогам и шкалам развивать эти навыки и грамотности более эффективно.

В качестве резюме стратегической сессии участники дискуссии отметили, чтопредставленные НИУ ВШЭ инструменты интересны школам для оценивания метапредметных навыков и современных грамотностей. Образовательные учреждения только начинают работать с инструментами, готовы давать комментарии по обратной связи и участвовать в разработках новых инструментов и тестированиях, при этом самим школам не хватает четких методик, метрик по оцениванию навыков 21 века, а также четкого понимания, на что именно влияет школа, какие интервенции имеют влияние на ребенка, а какие не имеют. В разрабатываемых инструментах необходимо предусмотреть возможность повторного тестирования дополнительным комплектом вариантов тестов, чтобы снизить влияния «узнаваемости» тестов при повторном прохождении детьми. Институт образования НИУ ВШЭ разрабатывает «клонированные» задания для покрытия таких дефицитов. Школы призывают тестировать детей в рамках школьного обучения, а не отдавать эту функцию на усмотрение родителей.

В завершение встречи выступали представители Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, которые представили свои разработки в области тестирования компетенций у детей.