• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поддержка проектов по коммерциализации

От исследования к продукту

В рамках исследований и разработок создаются результаты интеллектуальной деятельности (РИД), часть из которых может быть интересна коммерческим заказчикам. Это может быть «ноу-хау», изобретение, программа для ЭВМ, база данных, методика и т.д., что ляжет в основу рыночного продукта или услуги.

В НИУ ВШЭ сформирован комплекс стимулов и мер поддержки, которые способствуют развитию проекта по коммерциализации до уровня, необходимого для осуществления тестовой продажи продукта/услуги (или их прототипа) на базе РИД. Продажа должна быть осуществлена по лицензионной модели и НИУ ВШЭ в последующем становится получателем соответствующего дохода от распоряжения правами на РИД.

Комплекс стимулов и мер поддержки включает:

  1. предоставление финансирования для проекта по коммерциализации;
  2. льготное распределение доходов от лицензионных доходов («предпринимательская привилегия»);
  3. консультационная поддержка, которая включает в себя комплекс консультаций в части определения охраноспособного РИД, выработки стратегии коммерциализации, технико-экономического обоснования проекта, анализа уровня готовности технологии, оценки коммерческой значимости РИД и пр.

Финансирование для проекта по коммерциализации

Финансовая мера поддержки адресована коллективам, реализующим проекты по коммерциализации существующих или создаваемых рыночных продуктов/услуг, для обеспечения значительного увеличения лицензионных доходов, в том числе для достижения целевых показателей, определенных в Интегрированной программе развития НИУ ВШЭ.

Преимущества

Преимущества получения этого вида финансирования:

  • возможность обращения за поддержкой в течение всего периода существования меры поддержки (открытый отбор)
  • быстрый срок принятия решений и получения средств коллективом проекта;
  • возможность использования выделяемых средств для финансирования широкого спектра работ/услуг -  найм дополнительных участников проекта, проведение маркетинговых исследований, тестирование разработки, патентный поиск и т.п.
  • проектный подход к выделению финансирования согласно метрикам развития как у многих посевных венчурных фондов;
  • лицензионный договор может заключаться НИУ ВШЭ с покупателями продукта, индустриальными партнерами и стартапами, совместно с которыми создаются и продаются продукты или услуги. Допустимы и другие варианты, включая сублицензирование.
  • распределение лицензионных доходов осуществляется в соответствии с условиями «предпринимательской привилегии».

Требования к проектам

Основные требования к проекту:

  • Цель проекта – создание прототипа продукта и организация его тестовой продажи.
  • Продукт (услуга) созданы с использованием результатов научной, образовательной, экспертно-аналитической или креативной деятельности работников НИУ ВШЭ.
  • Используется лицензионная модель продажи прав на продукт (возмездная передача неисключительных прав).
  • Команда проекта состоит из штатных сотрудников и/или внешних совместителей НИУ ВШЭ и студентов/аспирантов НИУ ВШЭ (не более 30% от общего количества участников).


Более подробно с требованиями к проектам можно ознакомиться в Положении (PDF, 781 Кб).

Финансовые условия поддержки

Финансовые условия поддержки со стороны Университета: 

  • Финансовая поддержка реализуется путем выделения целевого финансирования в размере до 5 млн рублей команде проекта, которая выступает с инициативой реализации проекта по коммерциализации.
  • Средства финансовой поддержки являются средствами целевого финансирования и могут направляться только на оплату расходов, необходимых для создания, развития и вывода на рынок продукта.

Общие направления финансовой поддержки проектов по коммерциализации:

А) Повышение технологической готовности продукта:

  1. определение технических и пользовательских требований к создаваемому продукту;
  2. создание прототипа продукта;
  3. тестирование прототипа продукта с потенциальными потребителями;
  4. организацию службы технической поддержки продукта.

Б) Повышение потребительской готовности продукта:

  1. проведение детального анализа рынка (изучение потребностей потребителей, определение целевых групп потребителей и их специфических требований);
  2. проведение конкурентного анализа (сравнение продукта с аналогами, имеющимися на рынке);
  3. формирование рыночного облика продукта;
  4. привлечение потенциальных потребителей, в том числе для проведения тестирования прототипа продукта;
  5. маркетинговые мероприятия по привлечению потребителей продукта.

В) Повышение готовности бизнес-модели продукта:

  1. разработку бизнес-модели продукта, включая описание источников доходов и расходов, ключевых ресурсов, партнеров, каналов поставок и продаж;
  2. разработку модели жизненного цикла продукта, включающей стадии производства (создания), реализации (продажи) и поддержки (сопровождения);
  3. разработку ценовой и лицензионной политики реализации продукта;
  4. разработку плана развития продукта и набора метрик развития на среднесрочную перспективу (1-3 года).

Г) Повышение правовой и регуляторной готовности продукта:

  1. разработку стратегии охраны и защиты прав на продукт, обеспечивающей конкурентные преимущества на рынке;
  2. оформление РИД в соответствии со стратегией охраны и защиты прав на продукт;
  3. проведение исследований патентоспособности результатов исследований;
  4. разработка организационно-правовой модели реализации продукта;
  5. разработку и согласование в НИУ ВШЭ типового договора на реализацию продукта, включающего механизмы получения лицензионного дохода;
  6. сертификацию и/или стандартизацию продукта.

Д) Повышение готовности команды проекта:

  1. формирование требований и отбор кандидатов для расширения кадрового состава команды проекта;
  2. оплату работы менеджера продукта; оплату работы привлекаемых в проект специалистов и руководителя проекта

Процедура открытого отбора

Основные шаги:

1. Подача командой проекта (научным коллективом, подразделением) уведомления в ЦКРТТ о намерении использовать финансовую поддержку Университета для реализации проекта по коммерциализации,

2. Ревью проекта, экспертный анализ заявки в ЦКРТТ,

3. Проведение защиты на отборочном комитете.

4. Запуск проекта.

Перед подачей заявки внимательно ознакомьтесь с Положением о механизме финансовой поддержки реализации проектов по коммерциализации в форме открытого отбора и заполните соответствующие формы документов:

Форма уведомления (DOCX, 36 Кб)

Заявка на поддержку проекта по коммерциализации (DOCX, 109 Кб)

Шаблон презентации для ревью проекта и для отборочного комитета (PPTX, 582 Кб)

 

Реализация проекта

  • Проект реализуется в соответствии с техническим заданием;
  • каждые 6 месяцев проводится мониторинг, по итогам которого проект может быть продолжен, скорректирован, прекращен;
  • в процессе реализации проекта экспертная группа ЦКРТТ оказывает консультационную поддержку;
  • ответственность за достижение результатов проекта несет руководитель проекта.

Ожидаемые результаты проекта по коммерциализации:

  • сформирован и подготовлен к тестовой продаже прототип продукта/услуги,
  • проведена тестовая продажа и получен НИУ ВШЭ лицензионный доход в объеме не менее 30% от суммы предоставленной проекту финансовой поддержки;
  • в течение 3-х лет планируются продажи продукта (услуги) с общим объемом лицензионных платежей в объеме не менее 200% от суммы предоставленной проекту финансовой поддержки.

Предпринимательская привилегия

В университете установлен льготный режим отчислений в Центральный бюджет НИУ ВШЭ в отношении доходов, получаемых университетом от продажи продуктов и услуг, реализуемых по лицензионной модели («предпринимательская привилегия»). Экспериментальный режим введен на срок до 31.12.2025 и позволяет команде проекта направлять до 90% получаемого дохода на развитие продукта/услуги, маркетинг, увеличение продаж.

C материалами о данном режиме более подробно можно ознакомиться ниже:

  • приказ ректора НИУ ВШЭ Н.Ю. Анисимова об утверждении Регламента File (PDF, 79 Кб);
  • регламент установления размера отчислений в централизованный бюджет Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в отношении доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности на 2023-2025 годы File (PDF, 104 Кб)

Срок действия режима «предпринимательская привилегия» - не более двух лет с момента получения первого лицензионного дохода от распоряжения правами на РИД НИУ ВШЭ.

Средства должны направляться на развитие проекта по коммерциализации.

Размер лицензионных платежей (в относительных величинах) от доходов

 

 


 

Для «активации» режима «предпринимательской привилегии» потребуется уведомление ЦКРТТ о наличии проекта по коммерциализации, а также инициирование служебной записки в Финансовый блок.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.