• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательные продукты в университетах проходят этап структурной трансформации

В НИУ ВШЭ прошел семинар «Практика управления правами на РИД при создании университетами образовательных продуктов». Его участники признали, что существующие правила игры на рынке образовательных услуг претерпевают изменения, поэтому создаваемые университетами продукты в области образования требуют новых подходов к регистрации, защите и охране прав на интеллектуальную собственность.

Образовательные продукты в университетах проходят этап структурной трансформации

© habr.com

Лейтмотивом мероприятия стала тема новых практик управления правами на РИД в вузах. Подобная структурная трансформация была описана в выступлении старшего директора по правовым вопросам НИУ ВШЭ А.Р. Ермаковой, в рамках которого был рассмотрен путь НИУ ВШЭ по развитию правоохранной практики при создании образовательных курсов (лекций, учебников и пр.) и иных интеллектуальных продуктов, а также о возможностях коммерциализации.  Автор рассматривала не только «классические» решения, но и остановилась на современных инновационных разработках, например, грейдере (программном обеспечении, которое проверяет правильно ли выполнено задание) и SPOC (закрытых онлайн-курсах на узкой аудитории слушателей конкретной образовательной программы). «Рынок образовательных продуктов меняется и новые продукты требуют новых конструкций правовой защиты, регистрации и охраны. Уже сейчас мы видим примеры, как университеты патентуют различные дидактические материалы, например, как полезные модели и промышленные образцы», - рассказала Алия Ермакова.

В рамках семинара прозвучал доклад директора Дирекции по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Ю.В.Ремезовой, в котором был описан процесс становления «Вышки Онлайн» (онлайн-кампуса) с первых онлайн-курсов в 2013 году до 33 онлайн-программ высшего образования и более 400 онлайн-курсов в 2024 году. Она также обозначила основные направления деятельности онлайн-кампуса: создание продуктов совместно с лидерами российских и мировых компаний, создание цифровых продуктов с применением ИИ и metaverse, анализ и исследование рынка и запросов потенциальных студентов. В докладе были разобраны структура онлайн-курсов и процесс их создания, который основывается на 4 этапах: подготовка, разработка контента, запуск продукта и доработка по итогам тестового периода. Онлайн-курсы на данные момент представлены на известных открытых российских платформах – Национальная платформа «Открытого образования», Edutoria, Лекториум Академика, Агентство инноваций Москвы (внешние российские платформы), также ресурсах университета (learnonline.hse.ru, edu.hse.ru) и XuetangX в Китае. Совокупная аудитория слушателей за все время работы Дирекции по онлайн-обучению достигла почти 3 млн человек на российских платформах, а за 3 квартала 2024 года составила около 180 тысяч человек. По популярности лидируют онлайн-курсы по управлению ИТ-проектами, компьютерным наукам, маркетингу, экономике и психологии. 

Юлия Ремезова также рассказала, что в рамках масштабирования онлайн-кампуса и продвижения образовательных продуктов, НИУ ВШЭ активно работает с платформами в рамках заключения лицензионного и агентского договоров, а также с вузами посредством заключения между университетами сетевого договора.

«Университетам-партнерам “Вышка Онлайн” предлагает особый формат сотрудничества – сетевую форму реализации образовательных программ с использованием онлайн-курсов, то есть, заключение между университетами сетевого договора, на основании которых студенты вуза-партнера смогут изучать курсы ВШЭ на платформах НИУ ВШЭ. Ежегодно более 40 вузов подключены к подобному сетевому взаимодействию, а их студенты по итогам экзамена с прокторингом в НИУ ВШЭ получают подтверждение оценки знаний и сертификаты об обучении. Для сетевых партнеров кампус проводит цифровые и очные стажировки, а также ежегодный образовательный интенсив U4U-онлайн », – объясняет Ю.В. Ремезова.

Во второй части семинара прошли доклады, посвященные кастомизации образовательных продуктов. Директор Центра трансфера технологий и коммерциализации Центра НТИ по новым функциональным материалам в Новосибирском государственном университете А.Г. Квашнин рассказал об опыте создания программ повышения квалификации «Практико-ориентированное решение изобретательских задач на основе ТРИЗ и патентные исследования с целью определения мирового уровня техники и тенденций развития» в рамках курса «Основы научных исследований» и «Практико-ориентированное обучение гибкому управлению научным проектом (Scientific Agile)». По результатам прохождения этих программ разные группы слушателей (аспиранты, научные сотрудники НГУ, внешние слушатели из производственной компании) смогли применить полученные теоретические знания на практике, что выразилось в выявлении технических решений, для защиты части из которых были подготовлены и поданы заявки на выдачу патентов на изобретения. Александр Квашнин считает, что вузы могут создавать специализированные нишевые учебные программы, исходя из требований заказчиков ДПО. «Для масштабирования коммерциализации РИД по ДПО недостаточно собрать реестр авторских прав на образовательные программы, важно понять, какие консалтинговые услуги университеты могут предоставить на базе результатов образовательных программ – это источник тематик будущих ДПО, - убежден эксперт. – Летом 2024 года мы проводили анкетирование 15 ЦТТ вузов по вопросам коммерциализации авторских прав РИД в ЦТТ и оно показало, что именно коммерциализация существующих и будущих авторских прав на РИД, в том числе, на образовательные программы может стать новым существенным фактором роста внебюджетных поступлений. Это, в конечном итоге, могло бы повысить финансовую устойчивость деятельности вузов».

Тимофей Никулин, руководитель проекта Data Culture, рассказал в своей презентации о реализуемом в НИУ ВШЭ продукте «Цифровая кафедра»: «В НИУ ВШЭ с 2017 года реализуется проект Data Culture, нацеленный на тотальное погружение студентов в работу с «цифрой». Это комплекс знаний и навыков по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая активность по созданию и сбору данных, их обработке и анализу, а также по автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий. Мы смогли сделать этот проект отчуждаемым по лицензии и кастомизировать его под нужды партнерского вуза. Так появилось пакетное решение для вузов «Цифровая кафедра онлайн» — это учебный цикл в рамках образовательных программ, представляющий дополнительную образовательную траекторию для обучающихся сверх подготовки по основному образовательному направлению. В рамках него студенты изучают курсы НИУ ВШЭ на онлайн-платформах, к курсу подключаются учебные ассистенты для помощи студентам, проверке и разбору заданий, а также проводятся вебинары от преподавателя НИУ ВШЭ, а в конце каждого курса проводится экзамен с независимой оценкой со стороны НИУ ВШЭ. В таком виде это сейчас реализуется в Российской академии музыки им. Гнесиных как курс под названием «Проектный менеджмент в сфере музыкального искусства с использованием цифровых инструментов».

 

Александр Ермаков из ЦТТ ТюмГУ предложил в рамках своего доклада реализацию маркетплейса образовательных продуктов вузов, зарегистрированных как объекты авторского права и поделился статистикой работы такого решения с 2020 года. «700 университетов страны не могут разработать 700 одинаково хороших курсов. Зачастую выгоднее и быстрее купить разработку, а не разрабатывать ее самостоятельно», - отмечает эксперт, приводя в своей презентации финансово-техническое обоснование такого проекта, который может стать важным элементом, повышающим продажи.

В финальной части семинара были продемонстированы два прикладных решения для правовой поддержки коммерциализации - продукты НИУ ВШЭ «Решебник» (система правовой поддержки образовательных учреждений) и «ПОПКОРН» (онлайн-курс по публичным коммуникациям в вузах). Мероприятие, в котором приняло участие более 120 представителей университетов, показало, что спрос на управление правами на РИД в образовательной деятельности является актуальной задачей для появления новых форм продуктов.

Ознакомиться с презентациями спикеров мероприятия можно поcле заполнения короткого опроса по итогам мероприятия.