Продукты на базе результатов социальных и гуманитарных исследований: продать нельзя отдать
Сотрудники Центра трансфера технологий (ЦТТ) ВШЭ разработали и представили на экспертное обсуждение методику оценки проектов по коммерциализации, созданных на базе результатов исследований в социальных и гуманитарных науках. Мероприятие в формате круглого стола прошло в Высшей школе экономики в партнерстве с Национальной ассоциацией трансфера технологий в рамках реализации программы развития ЦТТ НИУ ВШЭ.
Встреча собрала более 150 участников из двух десятков университетов и научных организаций, включая 8 университетов — участников федерального консорциума центров трансфера технологий, развиваемого при поддержке Минобрнауки РФ.
«В связи с развитием системы трансфера технологий (создание сети ЦТТ, консорциумов, индустриальной кооперации) возникает потребность в учете особенностей организации проектов по коммерциализации, реализуемых с использованием результатов исследований в сфере социальных, гуманитарных наук, а также креативных индустрий. В этих сферах существует специфика в определении метрик их успешности, мотивации исследователей, применяемых бизнес-моделях и маркетинге результатов для конечного рынка», — отметил в своем вступительном слове директор ЦКРТТ Антон Яновский. Он подчеркнул, что НИУ ВШЭ в рамках реализации интегрированной программы развития университета формирует экосистему коммерциализации и трансфера технологий в области социальных и гуманитарных наук. Это обусловлено тем, что значительная часть признанных на мировом уровне результатов научных исследований достигается НИУ ВШЭ именно в этих сферах, в частности в области экономики, социологии, лингвистики, образования.
Анастасия Углева, доцент Школы культурологии и философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, представила адаптированную методику оценки готовности проекта по коммерциализации для применения к результатам исследований в области социальных и гуманитарных наук. Она имеет свои особенности, отличающие ее от используемой в широком ключе методики оценки уровня готовности технологий (УГТ) на базе шкалы из девяти уровней. В частности, Анастасия Углева подчеркнула влияние социогуманитарных продуктов на поведение потребителя, ориентацию его на скрытые потребности, нацеленность на совершенствование человеческих возможностей и способностей. В этой связи она отметила и важность ориентации на междисциплинарный характер проектов, совместную работу с ИТ-разработкой и необходимость дополнительного специального финансирования научных проектов, в результате чего создаются отчуждаемые продукты. Продукты в области социальных и гуманитарных наук могут иметь нелинейный жизненный цикл, особую стратегию рыночной подачи (упаковки) и предусматривать необходимость поиска нишевых областей применения. Они ориентированы на работу со смыслами и компетенциями, что также отличает их от продуктов, созданных в других сферах. Ограничениями таких проектов по коммерциализации являются невозможность полного отчуждения продукта, необходимость технической поддержки и экспертного сопровождения, высокие риски нарушения прав, репутационные риски (плагиат). В связи с этим необходима детальная проработка стратегии патентной защиты. Однако эксперт видит широкие возможности для использования лицензионной модели продаж.
Евгений Куценко, директор центра «Российская кластерная обсерватория»
В университете научному сотруднику сейчас возможно реализовывать по крайней мере три траектории — выполнять фундаментальные и/или прикладные научные исследования и разработки, преподавать базовые и дополнительные профессиональные курсы, а также участвовать в публикационной активности. Коммерциализация путем лицензирования результатов интеллектуальной деятельности — это фактически четвертый возможный вариант траектории, отличающийся от вышеназванных тем, что он добавляет к ним эксклюзивность, кастомизацию и цифровые форматы, то есть появляются «исследования +», «образование +», «издание книг +». Вполне возможно, что этот четвертый путь и станет мейнстримом.
Основой для практической дискуссии стало рассмотрение семи кейсов по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках междисциплинарных проектов. Шесть из них представили разработчики из НИУ ВШЭ и один — из Тюменского государственного университета.
Представленные продукты относились к трем рыночным секторам:
тестирование и диагностика как сервис — система сертификационного тестирования «Лингвотест» и диагностика мягких навыков у школьников «4К»;
экспертная аналитика — «Сценарии развития российской экономики в условиях геополитической турбулентности» и проект «Социолит»;
новое образование — «Лента времени этики и права», «Цифровая кафедра», а также «Маркетплейс образовательных курсов ТюмГУ».
Евгений Казарцев, профессор, руководитель Школы филологических наук ВШЭ
Социально-гуманитарный продукт «Социолит» — это и платформа, и аналитический сервис, и аналитика, и выводы из аналитики, и корпус размещенных текстов. Нашими заказчиками могут выступать пользователи, издатели, исследователи, образовательные учреждения. Объекты для лицензирования будут в каждом конкретном случае обсуждаться и определяться.
Доцент Школы инноватики и предпринимательства Евгений Савеленок отметил, что в междисциплинарных исследованиях можно говорить о появлении новых форматов, основанных на синтезе идей (смыслов) и технологий, чаще всего информационных. Это формат, который принято обозначать прибавлением суффикса -tech, например edtech, sociotech и т.п., то есть когда социогуманитарная идея кладется на технологию и вместе с ней образует продукт. Носителями более-менее проработанных идей и смыслов в социогуманитарной сфере являются, как правило, научно-педагогические работники (НПР) университетов.
Михаил Голанд, директор Центра стратегического прогнозирования ВШЭ
По полученным отзывам мы видим, что наши клиенты очень довольны. Вместо длительного исследовательского проекта заказчик по лицензии получает готовый аналитический материал высокого качества, на базе которого могут приниматься стратегические бизнес-решения. Наш продукт используют при принятии стратегических решений в компаниях на уровнях генерального директора и совета директоров.
Для целей командообразования в проектах целесообразно собирать студентов с компетенциями и знаниями в области инженерно-технических наук и сотрудников с гуманитарным бэкграундом. В таком случае могут рождаться продукты, а не просто технические разработки без необходимой гуманитарной составляющей (оценки рынка, идей, смыслов, личных особенностей исполнителей), заявил эксперт.
Участники круглого стола отметили, что для повышения прикладной значимости результатов исследовательских проектов в области социальных и гуманитарных наук целесообразно включать моделирование продукта (разработку прототипа) в качестве отдельного этапа научного проекта. Фактором успешного масштабирования является разработка или доработка интерфейса или формы представления продукта с последующей правовой охраной. Об этом шла речь в третьей части круглого стола. Так, в ходе экспертной дискуссии поднимались вопросы о том, что сейчас мешает коммерциализировать РИД. Учитывать нужно и то, что Гражданским кодексом рассматриваются как РИД книги, авторские тексты, стихотворения, рисунки, картины, музыка и т.д. Эксперты обсудили, какие результаты интеллектуальной деятельности целесообразно оформлять для запуска проекта (алгоритмы, базы данных, программы для ЭВМ, опытно-конструкторские разработки) в контексте проектов социальных и гуманитарных наук и почему нецелесообразно запускать проект, имея только теоретические рыночные отчеты (кабинетные исследования).
Арсений Мещеряков, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, поделился с гостями семинара опытом в части использования товарного знака «Придумано в Вышке» как инструмента для передачи и защиты результатов, создаваемых в рамках креативной деятельности.
На встрече эксперты пришли к пониманию, что необходимо использовать вариативную модель ключевых показателей эффективности — КПЭ. Показатели, отражающие академические достижения (публикации), могли бы дополняться или изменяться с помощью других КПЭ. Они могут быть связаны с деятельностью в области коммерциализации, применять лицензионную или смешанно-лицензионную модель для продажи образовательных, консалтинговых и аналитических продуктов для учета ограничений, связанных с отчуждаемостью продуктов.
Также прозвучали предложения использовать методику определения стоимости лицензии для первых продаж (особенно в работе с госзаказчиками) и установить единый режим налогообложения с нулевым НДС для лицензионных сделок, где лицензиаром выступает университет или научная организация, вне зависимости от вида РИД.
Материалы (презентации и видеозапись) можно просмотреть по ссылке.