Центр трансфера технологий в ВШЭ ускорит прикладные нейрокогнитивные исследования
Институт когнитивных наук (ИКН) НИУ ВШЭ совместно с ЦКРТТ провел стратегическую сессию «От прорывных исследований к востребованным продуктам». Встреча была организована совместно с экспертами Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий. в целях подготовки ответа на запрос со стороны индустриального партнера ОАО «РЖД» по созданию комплексного решения для мониторинга утомляемости персонала.
Сотрудники ИКН НИУ ВШЭ и ЦКРТТ ВШЭ приняли участие в стратегической сессии в рамках выездного мероприятия, посвященного подведению итогов первого десятилетия работы Института когнитивных наук. Академический руководитель ИКН, профессор Василий Ключарев дал оценку десятилетнему развитию подразделения и сфокусировал внимание участников встречи на том, что накопленный исследовательский фундамент должен стать основой для получения прикладных результатов.
В рамках стратегической сессии эксперты ЦКРТТ объяснили, что для такой трансформации нужно научиться работать в рамках нового типа проектов – практико-ориентированных исследований и проектов по коммерциализации. Этому была посвящена презентация замдиректора ЦКРТТ Геннадия Пильнова. В ней были раскрыты инструменты поддержки таких инициатив университетом и объяснялся специализированный формат отработки подобных запросов от бизнеса. В презентации также шла речь о кастомизации фундаментальных научных исследований и опытных разработок в запрашиваемый индустриальным партнером результат интеллектуальной деятельности, который носит прикладной характер использования. "Научный проект отличается от проекта по коммерциализации наличием в последнем партнеров, которые помогают развивать его, чтобы в конечном итоге получать доход от распоряжения правами на интеллектуальную собственность, на базе которой сделан востребованный рынком продукт или услуга", - рассказал Геннадий Пильнов. Директор ЦКРТТ Антон Яновский отметил, что для нейрокогнитивных наук это может быть междисциплинарное исследование, в рамках которого появляется продукт, максимально отвечающий конкретным запросам бизнеса. Для этого требуется проработка трех аспектов – коммуникаций сторон в проекте, определения и распределения ролей в научном стартапе и финансово-хозяйственной стороны функционирования проекта. «У любого проекта по коммерциализации, в основе которого лежит лицензионная сделка по продаже прав на результаты «кастомизации научного исследования», то есть, продукт, можно выделить свои ключевые аспекты для оценки перспективности и доходности – это и емкость рынка, и экономические эффекты, и готовность технических требований», - отметил Яновский.
После презентаций 70 человек были разделены в группы, отрабатывающие решение прикладного кейса по созданию комплексного решения для мониторинга утомляемости персонала Российских железных дорог. Согласно предложенной ЦКРТТ методике участникам необходимо было создать и вынести на обсуждение три коллективные презентации, отвечающие следующим темам:
- Коммуникации с индустриальным партнером: как объяснить индустриальному партнеру/заказчику какую выгоду он может извлечь из результатов исследований ИКН?
- Кто нам нужен в команде, чтобы сделать прототип продукта?
- Как получить дополнительный доход от проекта внутри НИУ ВШЭ — академическая надбавка за статью или доход от продажи интеллектуального продукта?
По итогам стратегической сессии все участники смогли получить обратную связь по своим кейсам проектов и задать интересующие вопросы экспертам ЦКРТТ.
Василий Ключарев отметил, что такой формат можно и нужно внедрять и масштабировать в университете, отрабатывая реальные запросы: «Формат стратегической сессий по переориентации сугубо фундаментальных научных проектов на выполнение прикладных задач, имеющих природу актуального рыночного спроса, и открытый диалог с заказчиками, в рамках которого индустриальному партнеру объясняется, какую выгоду он может извлечь из результатов исследований, имеет все шансы быть востребованным в ВШЭ».