• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ обсудили практические применения разработок Центра ИИ

В Высшей школе экономики прошла стратегическая сессия по практическому применению разработок на базе технологий искусственного интеллекта. Свои решения продемонстрировали более пяти департаментов и кафедр университета перед представителями более чем 20 ведущих компаний России (VK, Яндекс, Сбер, МТС, ВНИИГаз, Сибур и пр.).

В НИУ ВШЭ обсудили практические применения разработок Центра ИИ

© ЦКРТТ

11 июля 2024 года на площадке ВШБ НИУ ВШЭ состоялась стратегическая сессия, на которой в формате групповой работы была организована разработка практических применений ИИ-решений в краткосрочной перспективе 3 лет. Перед гостями выступили А. Войтецкий, Д. Деркач, Е. Жемчужина, Е. Кожина, А. Кычкин, А. Масютин, П. Паршаков, В. Просвиров и С. Самсонов с результатами экспертных обсуждений направлений форсайта ИИ и возможных прикладных продуктов на базе разработок и исследований, создаваемых в ответ на запросы бизнеса.

 

Отдельно в стратегической сессии был выделен трек по коммерциализации, в рамках которого эксперты проанализировали и обсудили с бизнесом, что именно и на каких условиях в компании готовы приобретать у ВШЭ на возмездной основе. Модератор трека директор ЦКРТТ Антон Яновский отметил, что в ВШЭ сейчас есть явное понимание существования трех типов продуктов для продажи на открытом рынке:

  1.  результаты заказных  исследований и разработок (НИОКР),
  2.  образовательные услуги и продукты,
  3.  права на РИД (лицензий).

«В рамках экспертной дискуссии мы обсуждали существующие барьеры и недопонимание, мешающее работать в кооперации с рыночными игроками и индустриальными партнерами, - объясняет Яновский. – Наша группа рассматривала несколько частных вопросов через призму собственных компетенций, а именно: что можно делать в кооперации, зачем, для чего (каких эффектов можно будет ожидать и какой мотивацией руководствуются исполнители), а также на каких финансовых условиях. В конечном итоге мы пришли к тому, что для гармонизации интересов и определения общей канвы работы потребуются разные, но структурированные форматы сотрудничества: индустриальные лаборатории, прямые визиты в компании-заказчики, консорциумы и хакатоны».

 

В рамках презентации результатов стратегической сессии в треке по коммерциализации было предложено выделить несколько ключевых тезисов.

 

Во-первых, в университете должна проводиться совместная работа исследователей и инженеров в рамках создания кастомизируемых продуктов вместо классических заказных НИОКР с отчуждением результатов заказчику.

 

Во-вторых, работа должна строиться вокруг методологии продуктового развития, в рамках которой фокус на технологии/продукте должен дополняться возможностями университета решать специфические потребности рынка, которые могут быть трудно артикулированными.

 

В-третьих, для продажи прав на РИД университета потребуется гармонизировать работу правовых департаментов и применяемых юридических схем в компаниях и в университете. Компании привыкли к более консервативным решениям, а университет больше открыт к новшествам при оформлении лицензионных  сделок. Для успеха в переговорах необходимо перевести коммуникацию с индустриальными партнерами на язык, понятный конкретным специалистам.  

 

В-четвертых, университету нужно публиковать больше кейсов лучших практик, использование которых помогло изменить ситуации в компаниях или достичь выраженного эффекта, в том числе, нефинансового характера. Таким образом, формат стратегической сессии представляется адекватным инструментом для диалога университета с бизнесом и фокусировкой на реальных жизненных потребностях.

 

По итогам проведенной стратегической сессии темы форсайта продуктов и технологий ИИ были переведены в практическую плоскость. «Особенно важной частью мероприятия была работа в группах, по результатам которой в рамках приоритетных направлений развития ИИ было сформулировано 94 прикладные R&D задачи для дальнейшей проработки между компаниями и университетом.  Всего благодаря совместному мозговому штурму участники смогли собрать более 190 гипотез о том, как развитие фундаментальных направлений ИИ повлияет на отрасли», - подвел итог Алексей Масютин, директор ЦИИ.